Что проходят в 5 классе по литературе?
Чтобы узнать, что проходят по литературе в 5 классе, обратимся к самому достоверному источнику – к книге “Уроки литературы. 5 класс: пособие для учителей” под редакцией В.Ф. Чертова. Эта книга, по которой сами учителя литературы строят уроки и планируют учебный год, лучше всего сможет помочь нам узнать, что проходят в 5 классе в школе.
На картинках ниже дано примерное планирование уроков, из которого будет видна программа обучения по литературе за 5 класс. Здесь можно увидеть, на каком уроке что будут проходить. Учебный год разбит примерно на 100 уроков. Этот план помогает узнать, в каком порядке и что именно проходят в школе.
Общий подход к обучению в 5 классе
В 5 классе осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения в начальной школе) к систематическому курсу литературы.
Пятиклассники уже имеют определённый запас читательских впечатлений, они читали и обсуждали фольклорные и литературные произведения. Представления о литературе как искусстве словесного образа, средствах создания образа в фольклоре и литературе формируются у учащихся и на новом для них литературном материале, и на основе предшествующего читательского опыта.
Некоторые темы в 5 классе (например, связанные с изучением фольклора, литературной сказки, басни) должны носить скорее обобщающий характер. Уже известные, возможно, многим пятиклассникам:
- сказки X. К. Андерсена “Снежная королева”,
- А. Погорельского “Чёрная курица, или Подземные жители”,
- А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
- и пьеса-сказка С. Я. Маршака “Двенадцать месяцев”
перечитываются и рассматриваются не с точки зрения знакомого сюжета, а как оригинальные по форме литературные произведения.
Пятиклассники знакомятся с произведениями самых разных жанров, эпических, лирических и драматических (в программе 5 класса, как и в программах начальной школы, преобладают народные и литературные сказки, небольшие рассказы, басни и лирические стихотворения), а также с их историей, отдельными жанровыми признаками. Подробно рассматриваются жанры басни, литературной сказки и рассказа.
Ключевая теоретико-литературная проблема, задающая основные направления работы с художественным текстом, диктующая выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы в 5 классе, — художественный образ в литературе.
Основное внимание на уроках литературы в 5 классе уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания, а также формированию начальных представлений о системе образов литературного произведения.
Чему хотят научить пятиклассников?
В первом полугодии основное внимание на уроках уделяется художественным образам и средствам их создания в литературном произведении. Темы ”Мифология” и “Фольклор” рассматриваются как материал для повторения, обобщения и подготовки к анализу художественных текстов.
Обзоры “Литературная сказка”, “Басня” и первые темы но русской литературе XIX века, помимо анализа отдельных аспектов содержания и формы литературных произведений и выявления в них художественных образов разного вида, позволяют осуществить проверку техники чтения, навыков выразительного чтения и пересказа (устного и письменного).
Первые уроки-практикумы ”Аннотация” и “Заглавный образ в литературном произведении” связаны с практическим освоением художественного произведения и созданием связных речевых высказываний, которые являются результатом его анализа.
Во втором полугодии, помимо выявления художественных образов разного вида и средств их создания, пятиклассники получают начальные представления о системе образов, учатся характеризовать системные отношения между ними (подобие, контраст). Центральное место на уроках литературы занимают образ Родины и художественные образы, дополняющие его (природа, деревня, человек, историческое событие и др.), а также образ автора (начальное представление об авторской позиции и способах её выражения).
Учитывая читательские интересы пятиклассников, специальные уроки необходимо посвятить изображению мира детей и мира животных в художественной литературе.
Учащиеся на основе собственного читательского опыта обобщают свои знания о жанре рассказа и его разновидностях. Уроки-практикумы во втором полугодии нацелены на анализ особенностей художественной речи (“Поэзия и проза как формы художественной речи”, “Монолог и диалог как средства создания образа”) и содержания произведения (“Тема и идея литературного произведения”).
Кроме того, особое место на всех уроках отводится формированию навыков создания устных и письменных высказываний об отдельных литературных произведениях (письменных отзывов), художественных образах, навыков написания сочинений на литературные темы с использованием цитирования.