Женская мода античной Эллады
Внешний вид жителей Древней Греции, а точнее жительниц, привлекал людей с эпохи Возрождения. Необыкновенное искусство, «греческий профиль» не только интересны современному человеку, но и воспринимаются некоторыми представителями как «идеалы красоты».
В нынешнее время этот собирательный образ используется в рекламе. Исходя из этого, важно понять, почему именно украшения и причёски античной Эллады так нравятся людям.
Но, несмотря на такой интерес, точного представления об этой части женской моды не существует: даже в небольшом количестве прочитанных материалов можно найти противоречия и спорные моменты, к примеру, о тех же головных уборах и их носке.
Хотя источники для получения информации об украшениях и причёсках довольно разнообразны: скульптуры, сами объекты, изображения на вазах и, конечно, произведения великих творцов, живших до наших дней.
Стоит выделить археологические находки, которые являются основным методом изучения этой части моды античной Эллады. По дошедшим до нас памятникам искусства мы можем судить о внешнем облике греков и их украшениях только с VI века до н.э.
Но уже в том периоде не следует искать в виде предметов украшения и одежды что-то общее с крито-микенским стилем, поскольку древнегреческие украшения формировались в условиях потребности в выделении с помощью этих предметов и одновременной символической подоплёкой.
К сожалению, как пишет Р. В. Стоянов большая часть доримских погребений не введена в научный оборот, что осложняет их анализ, а значит мы еще многого не знаем об украшениях того периода.
Женские украшения и прически в античной Элладе
Для начала стоит отметить, что качество внешнего вида древнегреческой женщины определялось имущественными и социальными различиями, хотя и не закреплялось официально.
Эллины стремились подчеркнуть лучшие черты женского тела, были приверженцами «культа тела», что в большей степени проявлялось в одежде, но и имело свои отражения в украшениях.
Волосы этого народа были пышными, являлись одним из главных украшений, поэтому Гомер называет греков «пышнокудрыми». Важно, что прическа древнегреческих женщин, в первую очередь была связана с «идеалом красоты» того времени.
Самыми прекрасными считались светлые волосы, которые закрывали лоб, так как большое пространство над бровями считалось некрасивым (между бровями и волосами лоб открывался лишь на пару пальцев).
Однако в остальном особых правил не существовало: женщины Греции собирали волосы в пучки, закалывали на затылке, завивали локоны, подвязывая лентой, или заплетали в косы и обвивали ими голову.
В целом, укладка гармонировала с одеждой, также выражая лёгкость и изящность. «Классической» прической можно считать «греческий узел» – коримбос, при котором волосы собирали на затылке, где складывали их в узел, скрепляя шпильками и узкими лентами.
Сложные прически были присущи гетерам – почетным матерям знатных семейств, которые придерживались сдержанности и скромности, в основном занимаясь наблюдением за работой рабынь, воспитанием детей. Отсюда прослеживается связь прически с занятием женщины.
Благодаря огромному количеству археологических раскопок мы знаем, что для гречанок было привычным ношение диадем, золотых сеток, золотых булавок, шпилек и иных украшений в прическах.
Часто надевали изящное украшение – стефану, богато украшенную и напоминавшую венец. Кроме того, голову могли покрывать вуалью, пестрыми платками или шляпой-петас с загнутыми краями, которая позднее сменилась плетеной соломенной шляпой – «фолией».
От жаркого солнца женщина прятала волосы под диплодием или накидывала лёгкий шарф из полупрозрачной ткани – калиптру, однако существует также версия о редком использовании этих накидок.
Хотя в начале V века до н.э. среди гречанок считалось недопустимым выставлять напоказ богатство и родовитость, с увеличением благосостояния и ростом имущественного расслоения этой традиции следовали немногие.
Именно поэтому Аристофан высмеивал страсть его современниц к украшению себя. Ювелирное искусство Древней Греции действительно достигло совершенства.
Украшения были разнообразны, но начиналось все, конечно же, с лица, для которого использовалась косметика – белила, румяна, сурьма –, имевшая ранее религиозный характер. Шеи украшались изящными ожерельями из золота и серебра, цепочками, бусами, руки и ноги – браслетами.
Особенно красивыми считались браслеты в виде свернувшейся змеи, изготовленные из золота. Их использовали для украшения как предплечий, так и запястий. Интересно, что часто браслеты изготавливали из цельных металлических пластин, но также могли сочетать и несколько тонких, создавая широкую группу украшений.
Носили серьги в форме капель, кольца, перстни с драгоценными камнями, застёжки-фибулы. Самым дорогим украшением считалось ожерелье, состоявшее из цепочки с нанизанными на нее жемчугом и драгоценными камнями.
Конструкция была очень подвижна и состояла, как правило, из форм плодов и семян, цветные камни использовались редко. Такие золотые изображения могли иметь символический смысл – пожелание защиты богов. Например, самый часто встречающийся плод на таких ожерельях – гранат – связывают с богиней Афродиты и трактуют как символ её помощи.
Тонкие кольца из золота и сплава золота с серебром, которые первоначально представляли собой печатки, но со временем утратили это значение, украшали изящные женские пальцы, помогали создать очаровывающий облик.
Другими важными аксессуарами были металлические зеркала, зонтики, опахала из цветных перьев, а также металлические и костяные гребни.
При женщинах имелись лекифы – небольшие керамические сосуды, в которых хранили духи. Встречались и фибулы – броши, которые использовались для скрепления складок одеяний и имели большее практическое значение, чем в настоящее время.
Как видно по самим украшениям, мастера, как правило, следовали четкой симметрии, соединяя геометрию, мифические и природные изображения.
Следует отметить, что древние греки прекрасно использовали «пайку» для создания браслетов и скрепления отдельных частей цепочки – этим и достигалась упомянутая ранее подвижность украшений.
Самым популярным металлом определенно являлось золото, изделия из которого даже пытались унести с собой на тот свет, хороня с ними человека. Именно это и способствовало активному изучению украшений в XIX веке.
Можно обобщить, сказав, что, все детали образа древнегреческой женщины были направлены на создание более красивой и стройной фигуры. Поднятые на затылке волосы помогали удлинить шею, а пряди, закрывающие лоб и поднимающиеся к узлу на затылке, формировали изящную линию формы головы, которая дополнялась серьгами и ожерельями.
Расположение волн завитых волос перекликалось с драпировкой одежды, но не повторяло их. Несмотря на огромное разнообразие украшений, древнегреческие женщины умели сочетать предметы довольно гармонично.
Женская мода античной Эллады – наследие, которое актуально для девушек всех веков в связи со своей лаконичностью и изящностью, а также умением создавать прекрасный целостный образ.
Далее на видео вы можете ознакомиться с познавательной информацией про идеал женской красоты в Древней Греции.